Высокопреосвященнейший архиепископ Иоасаф посетил с архипастырским визитом единоверскую общину с. Злынка Маловисковского района
17 апреля, в Светлый Понедельник, когда Святая Церковь продолжает празднование Пасхи Христовой, Высокопреосвященнейший архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф с архипастырским визитом посетил с. Злынка Маловисковского района, где в Свято-Покровском храме единственной в Украине общины единоверцев совершил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии прот. Роман Кондратюк, настоятель Свято-Покровского храма с. Мелколепестник архим. Кирилл (Ховрящук) и Спасо-Преображенского храма прот. Александр Муляренко, а также духовенство Кафедрального собора Рождества Божией Матери.
Перед началом богослужения правящий архиерей раздал всем присутствующим Благодатный огонь, который сошел в Великую Субботу в Иерусалимском Храме Воскресения Христова в 14:22 по киевскому времени. Владыка в составе официальной делегации УПЦ находился накануне Пасхи Христовой в Святом городе Иерусалим и собственноручно доставил своей пастве Святой Огонь.
После Божественной литургии состоялся традиционный пасхальный Крестный ход вокруг храма. Трогательно к ходу присоединились детки, которые несли украшенные Артосы. Этот особый пасхальный хлеб Владыка Иоасаф освятил в конце богослужения.
По завершении Крестного хода Управляющий Кировоградской епархией обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил твердость веры и преданность отцовским традициям местной общины единоверцев, которые, несмотря на все исторические трудности и препятствия, свято и неотступно оберегают особенности своих чинопоследований богослужений и обрядов. Также Высокопреосвященнейший архиепископ Иоасаф рассказал о новых вызовах современной церковной жизни Украины, а особое внимание обратил на активизацию раскольнических организаций, которые свт. Василий Великий в своем первом правиле называет «самовольными сборищами». Владыка отметил важность быть верными отцовской вере и свято беречь ее от злых намерений.
Также правящий архиерей самым активным прихожанам церкви и главным благотворителям вручил Архиерейские грамоты, а всем верующим в знак благословения иконки свт. Иоасафа Белгородского.
Нынешний храм стоит на месте единоверской деревянной церкви, которую уничтожили в 20-х годах прошлого века. В этом храме за богослужением можно услышать уникальный крюковый (или знаменательный) распев церковного хора, хранительницами которого являются местные старожилы. Молодежь тоже приобщается к изучению особого древнего богослужебного пения.
Единоверие – вид воссоединения русских старообрядцев-раскольников с Православной Церковью, по которому за старообрядцами сохраняется право совершать богослужение и Таинства по старопечатным, дониконовским книгам и по своим обрядам, под условием подчинения, в иерархическом отношении, Православной Церкви и принятия ими священнослужителей от православных архиереев. Когда у раскольников умерли все священники старого рукоположения, положение раскольников стало крайне затруднительным. Через эти трудности, старообрядческий монах Никодим, по совету графа Румянцева Задунайского, выложил во всеподаннейшей просьбе тогдашнего правительства условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с Православной Церковью (1783 год).
Он просил:
а) чтобы был снят запрет бывших соборов на старые обряды;
б) чтобы старообрядцам дарован был хореепископ, что находится в непосредственной зависимости от Св. Синода;
в) чтобы этот епископ рукополагал для них священников и все богослужение совершалось по старым, дониконовским чинопоследованиям;
г) чтобы Святое миро единоверцам давал Св. Синод,
д) чтобы всей пастве этого хореепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья.
Сам Никодим умер (1784) раньше ответа правительства на эту просьбу, успев склонить к своему образу мыслей значительную часть стародубских старообрядцев. Единомысленным с ним старообрядцам, поселившимся в Таврической области, даны были православные священники от Таврического архиерея, устроен монастырь и приходские церкви. Таким образом образовались к 1788 г. первые единоверские приходы.
Городок Злынка Анновской волости, Елисаветградского уезда, Херсонской губернии, основанное в 1-й пол. XVIII ст. старообрядцами. В 1860-х гг. здесь было 809 дворов, 4388 жителей и 2 церкви нового обряда и єдиноверская. В 1782 г. беспоповцы с. Мелколепестник обратились к архиепископу Никифора (Феотока) с просьбой устроить им церковь и дать священство от греко-русской Церкви. Первая деревянная єдиноверская церковь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена 23 марта и освящена 7 сентября 1784 г. Позже она разрушена по ветхости. Новая каменная церковь построена в 1812 г. елисаветградским купцом Рогалевим. В годы советской власти единоверская церковь Злынки разрушена, но верующие люди свято берегли свою веру, книги и память о своих предках. Молились в домах по старопечатным книгам. В конце 1980-х гг. приход вновь открыт при содействии Кировоградского епархиального управления.
Таким образом, единоверская община со времени своего основания не прекращала своей деятельности. Не смотря на то, что храм неоднократно разрушался, службы продолжали вести в доме священника или дома у прихожан. Сегодня в рамках СНГ всего три единоверские общины – две в России и одна в Украине, в Злынке. Она сочетает традиции старообрядцев с привычными православными обрядами.
Материал взят с сайта www.orthodox-kr.org.ua