В праздник Успения Пресвятой Богородицы Высокопреосвященнейший архиепископ Иоасаф совершил Чин освящения храма в пгт. Смолино
В праздник Успения Пресвятой Богородицы архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф совершил Чин освящения обновленного Свято-Успенского храма пгт. Смолино. Затем Владыка, в сослужении секретаря Кировоградской епархии прот. Р. Кондратюка, духовенства храма и клириков Кировоградского Кафедрального собора возглавил праздничную Божественную литургию по случаю Престольного праздника. Во время богослужения архиепископ Иоасаф совершил две хиротонии выпускников Волынской духовной семинарии. В сан священника был рукоположен диакон Петр Крамарук, а в диаконский сан – Павел Мельник.
В завершение Литургии Высокопреосвященнейший архиепископ Иоасаф обратился с архипастырским словом к многочисленным прихожанам храма, которые пришли разделить радость Престольного торжества. Поздравляя паству с великим двунадесятым праздником, а также с освящением храма, Владыка отметил: «Успение — это особое событие из жизни Богоматери и из истории спасения рода человеческого. Тропарь, то есть основное песнопение, отображающее суть праздника, доносит до нас его величайший смысл: «Во успении мира не оставила еси, Богородице, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Царица Небесная, несмотря на Свою земную кончину, которая также является предметом воспоминания в этот праздник, не оставила род человеческий, и акцент здесь не на смерти, а на том, что Богородица продолжает оставаться с родом человеческим. И пребывание Богородицы в роде человеческом имеет спасительное значение для каждого человека, ибо молитвами Своими Она избавляет от смерти души наши.
Если перенести свой взор с этого события на современную жизнь, мы заметим некое глубинное противоречие между двумя пониманиями смерти. Блаженная кончина, успение, сон — а слово «смерть» и не употребляется по отношению к Богородице. Отсюда же и другое слово в церковном обиходе ― «усопший» — не умерший, не погибший, а усопший.
Мы видим, что смерть понимается по-разному. С одной стороны, представление, связанное с торжеством Богоматери; с другой — наше обыденное понимание смерти как трагического конца, как завершения всего. Перед этим трагическим концом человек испытывает животный страх, страх смерти.
Но после Воскресения Спасителя нет смерти — есть успение, есть преставление. И, размышляя на тему преставления, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что преставление ― это лишь изменение места: «переставился» человек, и душа его заняла место в ином мире, в ином веке, в ином времени. Был ли страх смерти у Богоматери? Нет. Был ли страх смерти у святых апостолов — перед лицом насильственной, мученической смерти? Нет. А сколько свидетельств мы имеем в житиях святых: мы ясно видим, что они не испытывали никакого страха, но готовились к смерти как к действительно величайшему событию в их жизни, через которое человек из земного бытия переходит в бытие небесное.
Откуда же у человека страх смерти? Размышляя на эту тему, святой праведный Иоанн Кронштадтский справедливо говорит, что Бог не создал смерти, но смерть пришла в жизнь людей через грех. И далее пишет: «Страшиться будем смерти, доколе пребывать будем в грехе». Эта внутренняя связь между страхом смерти и грехом совершенно очевидна. Если человек живет по закону плоти, если он грешит, если он никогда не думает о Боге, то когда этот духовно неподготовленный человек, живущий в суете этого мира, связывающий только с этим миром ценности своей жизни, лицом к лицу встречается со смертью, то там — страх и ужас, там страх смертный, потому что там грех. Святитель Иоанн Златоуст учит нас тому, как можно преодолеть этот страх смерти. Он преодолевается покаянием, молитвой, победой над страстями, трудом, терпением и мирным духом, то есть жизнью по заповедям Божиим.
Через праздник Успения Пресвятой Богородицы, через опыт Церкви открывается нам истина о том, что религиозный образ жизни, христианский образ жизни ― это преодоление страха смерти, это восприятие смерти — со спокойным, мирным состоянием духа — как естественного завершения земного отрезка человеческой жизни.
Для христиан праздник Успения – это преображение самой смерти, победа над грехом, возвращение путника в отчий дом из дальнего странствия. Божия Матерь с нами; Она не покидает нас…».
По окончании богослужения был совершен уставной Крестный ход, а затем предложена прихожанам праздничная трапеза.
Материал взят с сайта www.orthodox-kr.org.ua