Богослужение в Неделю о блудном сыне в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
12 февраля 2017 г., в Неделю о блудном сыне, в день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Высокопреосвященнейший Иоасаф, архиепископ Кировоградский и Новомиргородский, совершил богослужение в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Накануне вечером Правящий архиерей возглавил Всенощное бдение.
За богослужением после Евангелия клирик собора прот. Михаил Мартынюк произнес проповедь на тему Евангельского чтения. После завершения Литургии Владыка Иоасаф обратился к верующим с архипастырским словом, в котором отметил важность жизни и трудов трех святителей – учителей вселенских, память которых Церковь чтит в этот день.
— В Неделю о блудном сыне и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 “На реках Вавилонских“. Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 (“Хвалите Имя Господне”) и 135 (“Исповедайтеся Господеви, яко Благ”). Этот псалом – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев. Накануне вечером на полиелее и в конце Литургии после запричастного стиха алтарный хор духовенства Кафедрального собора исполнил это особое песнопение.
Текст псалма переносит нас в VI век до Р.Х. Это было время неисчислимых бедствий иудейского народа. Вавилоняне вторглись на территорию иудейского царства, разграбили и уничтожили до основания Иерусалим. Так же был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где поклонялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. Ключ к пониманию псалма в том, что рассказ ведется в прошедшем времени. Пленение закончилось. Люди возвращаются домой. Можно себе представить, как уже в своей стране старец, переживший все тяготы вавилонского плена, поет своим детям и внукам: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша». Место действия – “реки Вавилонские” – реки Тигр и Евфрат с тысячами притоков и прорытых за многие века каналов. Кучка изможденных и очень бедно одетых людей скрывается от чужих глаз в зарослях ивняка на берегу небольшой речки или канала. У них отобрали абсолютно все, оставив им только тряпки, чтобы прикрыть наготу. Единственной памятью у них остались музыкальные инструменты, которые для завоевателей не имели никакой ценности. Бережно сохраняя от влаги и повреждений свои кинноры (простейшая арфа с несколькими струнами из жил животных, традиционная у евреев), они не положили их на землю, а аккуратно повесили на ветки деревьев. Все они расстроены, многие плачут. Причиной тому недавний случай: «Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских».
Вавилонские конвоиры, сопровождая иудеев, видимо, на какие-то работы, обратились к ним с просьбой: спеть что-то из их народных песен, чтобы веселее было идти. Они не могли предположить, какую бурю эмоций вызовет у пленников это предложение. Но народные песни иудеев были тесно связаны с верой в Бога и богослужением. Поэтому петь их не на святом месте было бы кощунственным: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». Вероятно, за отказ петь, люди понесли какое-то телесное наказание, но оно их не смутило.
Церковь рассказывает эту историю нам именно сейчас, в период подготовки к Великому Посту не просто как урок древней истории. Вавилон был могущественным и развитым городом, в котором было все лучшее, что мог предложить древний мир. С точки зрения многих народов жить в Вавилоне было привилегией. Но из Библии мы знаем, что причиной этого могущества и развитости вавилонской цивилизации было постоянное противодействие Богу Истинному. Именно поэтому в Библии Вавилон символизирует чрезмерную и избыточную привязанность к мирским благам, которая удаляет нас от Бога. Большинство современных людей оказывается как бы в вавилонском плену, порабощенные материальными достижениями цивилизации. Нас, христиан, Спаситель освободил из этого “вавилонского пленения”. Мы уподобляемся древним иудеям, вернувшимся на развалины родного города, который им только предстоит отстроить в течение долгих лет тяжелого труда. Так же и нам предстоит кропотливая работа по восстановлению храма наших души и тела, разрушенных грехом.
Один из важных уроков псалма в том, что нельзя молиться (т.е. “воспеть песнь Гоподню”), находясь “на земли чуждей” (т.е. будучи поглощенными привязанностями к благам цивилизации). Именно поэтому пост, как воздержание, настолько тесно связан с молитвой.
Еще один важный урок заключен в последней строке псалма: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень». Она является как бы итогом всему. В своем буквальном, историческом смысле эта строка ужасна и жестока. Она описывает варварские методы ведения войны, которые практиковались в древнем мире (4Цар., 8.12; Ос., 10.14; Наум., 3.10). Но для нас, христиан, важен духовный смысл этой строки: с грехом надо бороться в самом зародыше, когда он проявляется еще только в помыслах и подспудных желаниях. Именно они являются “младенцами” “дщери вавилонской”. Поэтому счастлив тот, кто сможет поймать их в себе и разбить о камень, т.е. покаяться в них, прежде чем помыслы-младенцы разгорятся и возрастут до уровня греховных поступков и страстей.
Материал взят с сайта www.orthodox-kr.org.ua